Рисование шерстью для начинающих

Выкладывание картин шерстью - это процесс послойного формирования изображения из волокнистого материала, при котором рисунок образуется постепенно из разноцветных прядей шерсти слой за слоем.

Рисование шерстью совершается по тем же принципам, что и рисование красками. Объем изображаемых предметов выражается цветом с учетом светотени. Шерсть выступает в качестве носителя цвета, это окрашенный материал, которому можно придать нужную форму и разложить на плоскости в виде рисунка.

Формирование картины происходит от заднего плана к переднему, т.е. сначала фон, затем предметы переднего плана. Волокна при этом никак между собой не скреплены (на самом деле под весом стекла шерсть оседает, уплотняется и слои достаточно крепко держатся друг за друга, но всё же это не валяние). Готовая картина представляет собой многослойный рыхлый пирог из волокон шерсти, заключенный в жесткий каркас с двух сторон – стекло и задник (см. фото ниже). Иными словами, сухая непряденая шерсть выкладывается на тканевую основу под стекло. В качестве задника обычно выступает ДВП (оргалит). Для рисования картин шерстью очень удобно использовать клип-рамы для фотографий (стекло + оргалит + клипы-зажимы).

Imagem

Можно использовать обычную фоторамку, купленную в любом магазине, а для удобства между сеансами скреплять картину при помощи канцелярских зажимов. В таком случае картина быстро отлежится, станет плоской и в следующий сеанс работать будет комфортно.

Imagem

Инструменты и материалы, необходимые для рисования шерстью:

  • шерсть разных цветов (подбирается под конкретный сюжет), а также волокна шелка, вискозы, акрила и др.;
  • ножницы (самые острые);
  • пинцет (обычный – для бровей);
  • клип-рама или обычная фоторамка, желательно, чтобы задник был жестким;
  • флизелин, фетр, бархатная бумага или любая ткань с небольшим ворсом в качестве подложки (подложка призвана удерживать на себе волокна шерсти, это основа картины). Подробнее в статье: "Какую подложку использовать для рисования картин шерстью". 

Если используете флизелин (он прозрачный), а фон картины планируется сделать очень светлым, лучше на темный оргалит приклеить белую бумагу. Готовая картина оформляется в раму.

Для выкладывания картин в основном используется шерсть, но также можно применять и другие волокнистые материалы: вискозу, акрил, шелк и пр. Следует помнить, что шерсть послушнее в работе по сравнению с другими волокнами. Это обусловлено её физическими свойствами. Однако с помощью, например, шелковых волокон можно повысить декоративность картины – элементы с добавлением шелка будут отражать и преломлять свет, что создаст живую игру света и тени.

Шерсть в магазинах чаще всего продается в виде ленты, но можно найти и кардочес.

Гребенная лента или топс – расчесанная шерсть (см. фото слева ниже), в которой все волокна вытянуты в одном направлении и уложены в ленту.

Кардочесанная шерсть (кардочес, «шерстяная вата») – это продукт чесания (фото ниже справа), в котором в отличие от гребенной ленты все волокна изогнуты и направлены в разные стороны. Она может быть представлена в руне или в виде чесальной ленты.

Imagem  Imagem

Для первого знакомства с техникой выкладывания картин из шерсти кардочес покупать не надо. Шерстяную вату легко получить щипанием гребенной ленты.

Декоративные волокна тоже сразу покупать не нужно. С ними сложнее работать, поэтому желательно сначала научиться работать с шерстью. В чистом виде декоративные волокна не применяются, они всегда примешиваются к шерсти. Если работать, например, чистым шелком, то при поднятии стекла во время работы, шелк поднимается вместе со стеклом - сильно электризуется. Поэтому если все же решите работать с шелком (или вискозой), добавьте к нему шерсти, хотя бы 5-10%, перемешайте и спокойно работайте.

Imagem  Imagem

Качество шерсти для создания картин без заваливания стоит на втором месте после цвета. Главное - цвет, яркий, насыщенный. Процесс валяния отсутствует, рисунок получается путем раскладки шерсти под стекло, поэтому тонина (толщина) волокон не всегда важна. У грубой шерсти изобразительный эффект грубее, фактурнее, притягивает прежде всего своей декоративностью. Грубой и полутонкой шерстью удобно имитировать масляную живопись. Тонкая шерсть (меринос) хороша, когда хочется добиться акварельной легкости, невесомости цветовых переходов и т.д. Также тонкая шерсть удобна для прорисовки деталей. Это применимо к сложным и высокохудожественным сюжетам. В любом случае каждый мастер путем проб и ошибок сам находит «свою» шерсть, с которой ему комфортно работать.

Основные техники рисования шерстью для начинающих

1. Вытягивание

Из гребенной ленты можно вытягивать пряди разной толщины – тонкие, сквозь которые будут просвечивать предыдущие цветные слои, или более плотные, с хорошей кроющей способностью (с последних удобно начинать процесс выкладывания картины, когда требуется быстро сформировать первый плотный слой-основу).

Реализуется вытягивание так (фото слева внизу): в левой руке гребенная лента, правой рукой вытягиваем из гребенной ленты прядь, нужного размера. На фото справа внизу показаны две прядки разной плотности и размера.

Imagem  Imagem

Обратите внимание на то, что ни в коем случае не должны быть напряжены руки (ни левая, ни правая). Иначе они просто устанут, да и прядки при этом будут не вытягиваться, а выдираться с усилием. Это не правильно. Процесс должен доставлять удовольствие. Реже, в основном при прорисовке предметов переднего плана (деталей), пригодится умение с некоторым усилием выщипывать короткие мелкие прядки:

Imagem  Imagem

Из гребенной ленты можно вытягивать «стебельки», «травинки» и «веточки», а также «ниточки» для рисования контуров предметов. Захватываем самый кончик пряди и вытягиваем волокна, одновременно подкручивая их. Чем больше волокон захватили, тем толще ниточку получите.

Imagem


2. Щипание (эту технику рисования шерстью начинающим можно заменить использованием кардочеса)

В результате щипания получаются пушистые комочки-паутинки, в которых все волокна спутаны (изогнуты и направлены в разные стороны). Такими пушистиками легко добиться мягких переходов от одного цвета к другому. Фон, выложенный таким способом, выглядит пушистым, акварельным.

Реализуется щипание таким образом: в левой руке (если Вы правша) держим гребенную ленту так, чтобы образовывался сгиб (фото слева внизу), пальцами правой руки частыми и быстрыми движениями щипаем с поверхности гребенной ленты (на сгибе) выбивающиеся волоски.

Imagem  Imagem

На фото внизу справа показаны два разных по плотности варианта пушистиков, кроющая способность у них различная. При щипании нужно стремиться получать однородные пушистые комочки без петелек. Со временем (с опытом) это получается у всех. Для акварельного эффекта особо плотные пушистики можно «разреживать» (растягивать в разные стороны, получая при этом прозрачную паутинку бОльшей площади).

Если под рукой есть кардочес нужного цвета, то щипание можно опустить. Кардочесанная шерсть всё упрощает и увеличивает скорость работы. Однако редко в продаже встречается кардочес высокого качества с очень тонкими волокнами. Чаще он бывает из полутонкой или грубой шерсти, в этом случае добиться красивого нежного акварельного эффекта будет сложнее.

Imagem  Imagem


3. Нарезание шерсти ножницами

Часто при рисовании картины шерсть приходится нарезать. Здесь на помощь приходят ножницы. Шерсть нарезается (стрижется) прямо на картину в нужном месте, при этом нужно понимать, что полученный пух может иметь разный размер и форму (которые Вы определяете сами, исходя из своих нужд). Руками и/или пинцетом можно как угодно расположить настриженную шерсть на поверхности картины. Из нарезанных шерстяных «опилочек», например, можно сформировать крону дерева (листву).

Imagem  Imagem

Хочется особо отметить, что шерсть можно и нужно смешивать (фото ниже). То есть можно взять 2-3 цвета шерсти и сформировать из них одну неоднородную по цвету прядь. Степень однородности можно получить разную, поэтому опять же нужно учитывать тот изобразительный эффект, которого Вы хотите достичь (всё проверяется опытным путем, результат рассматриваем под стеклом). Ясно, что для формирования кроны дерева, например, одного цвета шерсти недостаточно – крона получится плоской, без объема.

Imagem  Imagem

Есть также много разных приемов, применяемых при выкладывании картин из волокнистых материалов, но они представляют собой чаще всего комбинации этих трех основных техник работы с шерстью и хороши в конкретных случаях, обусловленных спецификой сюжета.


Советы по рисованию шерстью для начинающих

• Рекомендуется выполнять картину не за один сеанс, а за несколько. Пусть потратится несколько дней по 1-3 часа, чем 1 день, за который Вы очень устанете с непривычки. Усталость ведет к неаккуратности в работе.

• Перед глазами нужно иметь эскиз для работы. Это может быть нарисованная Вами картина (акварелью, маслом, карандашами и т.д.) или фотография картины любимого художника, или другой фотоматериал, на который Вы будете ориентироваться в процессе работы. Без эскиза работать сложно, особенно новичкам, тем более людям, не умеющим рисовать. Если нет возможности распечатать фотографию, можно открыть её на телефоне, планшете и т.д. Хотя бы так… Эскиз должен быть под рукой.

• Стекло нужно прикладывать к картине очень часто. Так Вы своевременно сможете обнаружить огрехи своей работы и оперативно их исправить. Ведь конечный результат – это картина под стеклом, следовательно, и ориентироваться в процессе работы с шерстью нужно именно на то изображение, которое Вы видите под стеклом. Стекло служит своеобразным индикатором. Приложив его к уже выложенным слоям, Вы увидите, насколько хорошо лежат эти слои шерсти (можно увидеть, например, что слой недостаточно плотный и плохо укрывает рабочую поверхность) или Вы можете посмотреть, как выглядят мелкие детали под стеклом (как правило, со стеклом и без него всё выглядит иначе). Шерсть объемна, когда прижимаешь её стеклом, детали картины "сплющиваются" и увеличиваются за счет этого в размерах. Часто бывает, что кладешь тонкий стебелек, а, приложив стекло, понимаешь, что он получился великоватым для этого цветка и приходится его уменьшать.

• Картины из шерсти достаточно легко поддаются исправлению. Вы можете "отмотать" процесс назад, поскольку работаете с шерстью и выкладываете её слоями; нужно просто снять часть слоя или убрать те детали, которые у Вас не получились. Вы потеряете немного времени, но приобретете бесценный опыт. Не бойтесь дерзать - у Вас всегда остается шанс всё переделать. Только не переусердствуйте с "переделками", иначе картина потеряет свежесть и легкость, станет "замученной".

• Если картину отложили, чтобы доделать завтра, или просто отошли куда-то, нужно накрыть её стеклом и желательно скрепить канцелярскими зажимами или клипсами. Под весом стекла картина отлежится и осядет, что сделает более комфортной дальнейшую работу.


Новые видео мастер-классы публикуются на нашем канале  Ютуб  - подписывайтесь и смотрите первыми.

Группа Вконтакте: https://vk.com/teplie_kartini

Инстаграм: https://www.instagram.com/shkola_zhivopisi_sherstju/

сайт автора статьи: http://teplie-kartini.ru


Сопутствующие Товары

Видео мастер-класс по рисованию  шерстью Васильки-ромашки

Видео мастер-класс по рисованию шерстью Васильки-ромашки

Видео мастер-класс по рисованию картины шерстью Васильки-ромашки. Уровень сложности 1 (для начинающих). Автор мастер-класса Александра Фёдорова. Процесс рисования шерстью снят предметно по шагам, н..

400р.

Набор вискозы Радуга, 100 гр.

Набор вискозы Радуга, 100 гр.

Вискоза, набор декоративных волокон Радуга для рисования. 20 цветов, 100г. Для рисования картин используется окрашенная овечья шерсть, однако с помощью, вискозных или шелковых волокон можно повысить..

380р.

Набор шерсти и декоративных волокон "Cиний", 100г

Набор шерсти и декоративных волокон "Cиний", 100г

Оттенки синего, 100г Набор включает в себя разную по качеству шерсть нескольких оттенков одного цвета, в составе: шерстяная вата (кардочес латвийский 28 микрон), гребенная лента (топс фирмы DHG 19 ми..

380р.

Набор шерсти и декоративных волокон "Красный, розовый", 100г

Набор шерсти и декоративных волокон "Красный, розовый", 100г

Оттенки красного и розового, 100г Набор включает в себя разную по качеству шерсть нескольких оттенков одного цвета, в составе: шерстяная вата (кардочес латвийский 28 микрон), гребенная лента (топс фи..

380р.

Похожие статьи

Примула - цветы шерстью,  мастер класс

Примула - цветы шерстью, мастер класс

Нарисуем шерстью цветы примулы с натуры.Сложность мк  - 1 (для новичков), автор Александра ФёдороваИнструменты и материалы:ножницы острыепинцетшерсть цвета: белый, голубой, бирюзовый,  светл..

Сколько нужно шерсти для создания картины

Сколько нужно шерсти для создания картины

Многих начинающих творцов волнует вопрос о том, сколько шерсти требуется для создания картины, другими словами, каков расход волокнистого материала на картину определенного размера. Проверим практичес..

Домики Клода Моне, картина шерстью - мастер-класс

Домики Клода Моне, картина шерстью - мастер-класс

Зимний пейзаж шерстью по мотивам картины Клода Моне.Сложность мк  - 1 (для новичков - очень простой!), автор Александра ФёдороваИнструменты и материалы:ножницы острыепинцетшерсть цвета: белый, го..

мастер-класс, картина шерстью по мотивам работы И. И. Левитана

мастер-класс, картина шерстью по мотивам работы И. И. Левитана

Видео мастер-класс по рисованию картины шерстью "Туманная осень"  (по мотивам пейзажа И. И. Левитана) Уровень сложности 1 (для начинающих).Автор мастер-класса Александра Фёдорова.Особенность имен..

Написать отзыв

Внимание: HTML не поддерживается! Используйте обычный текст.
    Плохо           Хорошо

Популярные Статьи

Примула - цветы шерстью,  мастер класс

Примула - цветы шерстью, мастер класс

Нарисуем шерстью цветы примулы с натуры.Сложность мк  - 1 (для новичков), автор Александра ФёдороваИнструменты и материалы:ножницы острыепинцетшерсть цвета: белый, голубой, бирюзовый,  светл..

Сколько нужно шерсти для создания картины

Сколько нужно шерсти для создания картины

Многих начинающих творцов волнует вопрос о том, сколько шерсти требуется для создания картины, другими словами, каков расход волокнистого материала на картину определенного размера. Проверим практичес..

Домики Клода Моне, картина шерстью - мастер-класс

Домики Клода Моне, картина шерстью - мастер-класс

Зимний пейзаж шерстью по мотивам картины Клода Моне.Сложность мк  - 1 (для новичков - очень простой!), автор Александра ФёдороваИнструменты и материалы:ножницы острыепинцетшерсть цвета: белый, го..

Рисование шерстью для начинающих

Рисование шерстью для начинающих

Выкладывание картин шерстью - это процесс послойного формирования изображения из волокнистого материала, при котором рисунок образуется постепенно из разноцветных прядей шерсти слой за слоем.Рис..

мастер-класс, картина шерстью по мотивам работы И. И. Левитана

мастер-класс, картина шерстью по мотивам работы И. И. Левитана

Видео мастер-класс по рисованию картины шерстью "Туманная осень"  (по мотивам пейзажа И. И. Левитана) Уровень сложности 1 (для начинающих).Автор мастер-класса Александра Фёдорова.Особенность имен..

Фиалка - цветы шерстью

Фиалка - цветы шерстью

Сложность мк  - 1 (для новичков), автор Александра ФёдороваИспользованы инструменты и материалы:ножницы острыепинцетшерсть цвета: белый, зелёный травяной, желтый, лимонный, красный, фиолетовый, с..

Как нарисовать ромашки шерстью

Как нарисовать ромашки шерстью

Васильки-ромашки.Фрагмент мастер-класса по рисованию картины шерстью.Купить мастер-классЖдем ваши отзывы  - понравился мк или нет, всё ли понятно и какой мастер-класс по рисованию шерстью вы хо..

Зимний пейзаж шерстью

Зимний пейзаж шерстью

Для рисования потребуется шерсть в гребенной ленте, цвета:  белый, суровый, кричневый тёсмный, коричневый суровый (натуральный), синий, зелёный, оранжевый, жёлтый.Фоторамка 20х25см (или 21х30, 24..